Открытый телеканал


Previous Entry Share Next Entry

РОССИЯ VS ЕВРОПА - ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Разделение античного мира на восточную (византийскую) и западную (римскую) части породило великое противостояние двух цивилизаций - русской и европейской - продолжающееся по сегодняшний день.

Данное эссе является опытом анализа ментальных и культурных основ русской и европейской цивилизаций. Побудительным мотивом автора при написании эссе был поиск путей выхода из глобального системного кризиса, в котором находится современное человечество. Автор полагает, что русская и европейская цивилизации обладают достаточным суммарным потенциалом для решения большинства проблем, которые ставит перед человечеством современный глобальный кризис. По мнению автора, для того, чтобы заложить основу нового стабильного миропорядка, необходимо разрешить многовековой конфликт между русским и европейским миром.




Введение: пирамида человеческих желаний

Окружающая нас природа подразделяется на четыре уровня: неживая материя, растительный мир, животный мир и мир людей, или общество. Эта классификация воспроизводит себя во всех макро- и микросистемах и подсистемах. Например, неживая материя может быть в четырёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном и в виде плазмы. Так и каждый отдельный человек включает в себя четыре уровня: неживой - жидкости, соли, минералы; растительный - волосы, ногти; животный - тело и человеческий - разум, сознание, эмоции, чувства.

Высший четвёртый уровень – «человеческое в человеке» - также состоит из четырёх подуровней желаний. К желаниям самого нижнего, «неживого» уровня относятся потребности в еде, сексе и семье. Желания второго уровня - это потребность в деньгах и богатстве, желания третьего уровня - это потребность в почестях и власти, а желания четвёртого, человеческого уровня - это потребность в знаниях.

Совокупность этих желаний в разной пропорции определяет индивидуальный характер, свойства и наклонности человека. Кроме того, каждый народ, нация и цивилизация также обладают своим уникальным архетипом, определяющим характер этого народа, нации или цивилизации. Со временем этот характер укореняется в культуре и становится общепринятой моделью поведения данного общества. Например - английская чопорность, французская утончённость или немецкая пунктуальность.

Цивилизация и её сверхидея

Понятие «цивилизация»  я буду использовать для определения совокупности материальных, культурных и духовных ценностей, являющихся отличительными признаками больших групп человечества, каковыми являются, в частности, русская и европейская цивилизации. В масштабах цивилизаций общность этих признаков формируется вследствие влияния какой-то одной, главенствующей идеи, так называемой сверхидеи.

Главенствующая идея цивилизации появляется тогда, когда из рассмотренной выше пирамиды человеческих желаний выделяется один вид желаний, который становится доминирующим у большинства представителей данной цивилизации.

После того как сверхидея цивилизации сформировалась, она становится её целью, а всё остальное - средством её достижения. Например, сверхидеей цивилизации Древнего Египта была абсолютная и вечная власть фараонов. Вследствие этого египтяне научились строить пирамиды, как символ величия этой власти, и мумифицировать тела фараонов, как символ её вечности.

Сверхидея европейской цивилизации

Основой сверхидеи европейской цивилизации является человеческое желание второго уровня, то есть желание к богатству и деньгам. Поэтому сверхидею европейской цивилизации можно сформулировать как желание производить и приумножать материальные ценности и копить деньги, как эквивалент всех материальных ценностей. У разных европейских народов эта сверхидея выражается по-разному. Чувственные и эмоциональные французы и итальянцы лучше других проявили себя в создании произведений архитектуры, искусства и литературы. Англичане сделали ставку на обогащение за счёт колоний и построили лучший в мире флот, который был им необходим для товарооборота. Немцы интенсивно развивали науку и технологии, необходимые для промышленного лидерства.

Разумеется, что немцы создавали культурные ценности наравне с французами, а французы развивали промышленность, как и немцы. Но при том, что у каждого из этих народов были и остаются свои предпочтения и характерные особенности, всех их объединяет сверхидея европейской цивилизации: создание и приумножение материальных ценностей.

Сверхидея русской цивилизации

Основой сверхидеи русской цивилизации является человеческое желание третьего уровня, проявляющееся в стремлении к почестям и власти. Поскольку почести и власть не имеют ярко выраженной материальной подоплёки, а основаны большей частью на человеческих взаимоотношениях, процесс создания и приумножения материальных ценностей для русской цивилизации не является самоцелью. Главенствующее значение в русской иерархии ценностей имеет утверждение авторитета русской цивилизации и признание его остальными. Создание и приумножение материальных ценностей при этом играет роль не цели, а средства реализации русской сверхидеи.

Античные корни русской и европейской цивилизаций

Историческими предками русской и европейской цивилизаций являются греко-эллинистическая и древнеримская цивилизации.

Несмотря на видимую антропологическую близость, эллины и римляне отличались друг от друга совершенно разными сверхидеями. Отличительной чертой эллинистического мира была культурная экспансия. Для эллинов было принципиально важно, чтобы в границах их мира господствовала греческая культура и язык, и чтобы люди говорили и думали по-гречески. Науку о познании окружающего мира они назвали «философия», что означает «любовь к знаниям». Относительно пирамиды человеческих желаний эллины были носителями желаний третьего и четвёртого уровней: желание к власти выражалось в культурной экспансии, а желание к знаниям - в самой этимологии слова «философия».

Прямой наследницей эллинистической сверхидеи стала Византия, а затем она передалась русским через византийское православие.

Римляне, в отличие от эллинов, никогда не были озабочены вопросами культурной экспансии. Их задачей было построить и сохранять империю для обеспечения максимально благополучного существования. Римлян не интересовало, на каких языках говорит население подконтрольных им земель и каким богам оно молится. От провинций требовалось платить налоги и пополнять казну.

В пирамиде человеческих желаний римляне находились на втором уровне, что соответствует желанию создавать и приумножать материальные ценности. На службу этой сверхидее были поставлены все достижения римской цивилизации. Знания были для них не предметом любви, как у эллинов, а инструментом, что подтверждает римский афоризм Scientia potentia est (знание - сила). Знать, чтобы быть сильнее; быть сильнее, чтобы владеть материальными благами. На этом фундаменте зиждется современная европейская цивилизация.

Европейская и русская модели поведения

Создавая и приумножая материальные ценности, европеец не нуждается в дополнительных стимулах. Плоды его деятельности являются для него совершенным и достаточным оправданием затраченных усилий.

Европейская сверхидея создания и приумножения материальных ценностей подвигла европейцев к выработке инструментов, характерных для западной демократии: высокий уровень корпоративности общества, самодисциплина, скрупулёзное соблюдение законов.

Для русского, как и для европейца, вышеназванные инструменты могут быть задействованы лишь в том случае, если они служат его сверхидее: утверждению авторитета русской цивилизации и признанию его остальными. Но в отличие от европейца, который может реализовывать свою сверхидею создания и приумножения материальных ценностей в индивидуальном порядке, русскому для утверждения авторитета русской цивилизации необходима широкая общественная поддержка на государственном уровне.

Если государство реализует эту сверхидею, русский готов служить государству, проявлять дисциплину и соблюдать законы. Если же государство отрекается от сверхидеи, русский в свою очередь отрекается от государства. В этом случае, в зависимости от обстоятельств, он начинает помышлять о революции и смене государственного строя, либо вообще теряет интерес к жизни и уходит в апатию.

Великое противостояние цивилизаций

Разделение античного мира на восточную (византийскую) и западную (римскую) части породило великое противостояние двух цивилизаций - русской и европейской - продолжающееся по сегодняшний день. Подобно эллинам и римлянам, русские и европейцы близки антропологически, но разделены ментально.

Глядя на достижения европейской цивилизации, русский думает, что её сверхидея состоит в создании общества демократии, корпоративности, дисциплины и верховенства закона. Он относится к этому с уважением, но презирает европейскую меркантильность и любовь к материальным ценностям. На самом же деле сверхидеей Европы является именно любовь к материальным ценностям, а демократия, корпоративность, дисциплина и верховенство закона - это удобные инструменты создания и приумножения богатства.

Глядя на русскую цивилизацию, европеец в свою очередь не понимает её внутренних движущих механизмов. Ему кажется, что русские хотели бы создавать и приумножать материальные ценности, но не могут этого делать из-за особенностей своего характера. Это порождает у европейцев презрительное и высокомерное отношение к русским, сочетающееся со страхом перед дикими ордами с Востока.

Европейцу кажется, что если русские придут в Европу, они сделают с ней то же самое, что крестоносцы сделали с Константинополем. Европеец не понимает, что русский не собирается грабить Европу. Русскому нужно признание его правды, справедливости и великодушия. Чтобы сказали, как у Маяковского: «У-у-у! Сила!». Для русского это ценнее, чем любые материальные блага.

Взаимное непонимание русскими и европейцами друг друга порождает между двумя цивилизациями хронический конфликт, который в условиях современного мира может привести к катастрофе планетарного масштаба.

Заключение

Как говорилось во предисловии, суммарный потенциал русской и европейской цивилизаций достаточен для решения большей части общемировых проблем, возникших по причине глобального системного кризиса. Для этого обе цивилизации должны найти точки взаимного принятия и понимания. Следует понять и объяснить друг другу, какие ценности для каждой цивилизации являются жизненно-необходимыми, а где можно пойти на компромисс. В этом должны быть заинтересованы не только русские и европейцы, а всё человечество, поскольку речь идёт о судьбе нашего мира.

Борис Канзберг


?

Log in

No account? Create an account