Открытый телеканал


Previous Entry Share Next Entry

СКОЛЬКО СТОИТ БЕСПЛАТНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЗРАИЛЕ



В канун нового учебного года экономические газеты запестрели заголовками о стоимости среднего образования для бюджета семьи. В Израиле существует закон о бесплатном школьном образовании. Но как часто бывает в жизни, между законом и реальностью разница в десятки тысяч шекелей.


Термин "бесплатное образование" вызывает у израильтян язвительную усмешку.  И вот, будучи отцом трех детей по призванию и экономистом по профессии, я решил проверить, во что обойдется семейному бюджету нормальное среднее образование детей. Двое из троих моих детей уже учатся в начальной школе, третий присоединится в недалеком будущем.

Не скрою, во мне теплилась слабая надежда, что увидев расчеты, мои старики поймут, что с такими зарплатами как у нас с женой мы плохо сводим концы с концами (авось помогут).

Для максимальной объективности я сопоставил данные собственных наблюдений с данными, опубликованными в отчете Кнессета о родительских выплатах в школах за 2014, а также  с данными экономических изданий. Подчеркну, что речь идет о нормативных государственных, а не частных школах. В частных школах только прямые затраты за годовое обучение начинаются с 10000 шек. на ребенка.

Готовимся к школе

Основная статья расходов - это учебники. А они в основном одноразового использования. Это означает, что ваш младший ребенок ими пользоваться уже не сможет и для него нужно будет покупать новые. Тетради, спортивную форму, принадлежности для уроков труда, рисования, музыки - все это родители приобретают сами. Добавим сюда рюкзаки, пеналы, ручки, карандаши и т.п. и получим сумму - 1000 шекелей в год. Умножив ее на 12 лет учебы и на трех детей, получим 36000 шекелей.

Начальная школа

В 1-6 классах государственных школ дети с 6-ти до 12-ти лет учат иврит, математику, историю, ТАНАХ, географию, английский язык. Занимаются музыкой, физкультурой, рисованием, трудом. Как правило, занятия длятся с 8 до 13 часов.Основные статьи расходов в начальной школе: продленка (обычно до третьего класса), экскурсии, культурные мероприятия, школьный автобус, различные внеклассные занятия, страховка ребенка, репетиторы, выплаты родительскому комитету, вечеринки и выпускные вечера, программа добавочного обучения (талян), подарки учителям.

При этом основная статья расходов в начальной школе - это продленка. Она составляет около 70% всех выплат. Конечно, кто может пользоваться ежедневной помощью бабушек и дедушек, готовых в 13:30 принять детей, тот может сэкономить эту сумму. В моем частном случае такой возможности не существует.

Подводим итог: В месяц в среднем получается примерно 580 шекелей на ребенка, в год – 7000 и за шесть лет начальной школы - 42000. У меня эту цифру нужно умножить на 3, то есть начальная школа будет стоить моей семье 126000 шекелей.

Школа промежуточной ступени и школа третьей ступени (тихон)

С 12-ти до 15-ти лет подростки обучаются в школе промежуточной ступени - 7-9 классы. С 15-ти до 18-ти лет наступает последний этап  обучения - 10-12 классы. Это школа третьей ступени (тихон).

На этом этапе продленка, слава богу, уже не нужна, так что львиная доля расходов в начальной школе уже не релевантна. С другой стороны, заметно возрастает потребность в репетиторах, увеличивается стоимость культурных мероприятий и экскурсий.

Вдобавок согласно специфики израильской системы образования, у подростков есть выбор в направленности обучения. А престижные направления обучения стоят не детские деньги. По закону за этот выбор должны платить снова мы, родители. Например, если ваш отрок имеет способности или зов души к сценическому танцу, изобразительному искусству, графике или кинематографии, вы будете вынуждены раскошелиться на дополнительные 1500-4500 шекелей в год.

А если ваши дети захотят развить театральные или спортивные способности, или изучить компьютер, считайте, что вам крупно повезло - ваши затраты составят всего лишь от 400 до 2200 шекелей в год. Ну, а если ваши дети сверхспособны и относятся к разряду вундеркиндов, вам стоит быть наследником Ротшильда. Ведь кто же будет экономить на детях?

Подводим итог: средний ежемесячный расход на подростка в школе промежуточной ступени и в тихоне составляет примерно 390 шекелей. Это 4700 шекелей в год и 28000 шекелей за шесть лет.  Умножаем на три, получается 84000 шекелей в Литвиновом эквиваленте. При этом расчет производился, исходя из предположения, что дети не будут рваться к учебе на сверхдорогих направлениях.

Экзамен на аттестат финансовой зрелости

Итого, приняв во внимание все факторы, включая тот, что получение социального пособия нам никак не светит, приходим к выводу, что среднее образование трех наших детей будет стоить порядка 246 тысяч шекелей. Сопоставив эти цифры с цифрами затрат, фигурирующими в экономической прессе, я был приятно удивлен тем, что мы не выходим за рамки среднестатистической израильской семьи. Более того, учитывая, что мы живем в центре страны, мы даже оказались экономными родителями.

А теперь посмотрим, как соотносятся полученные данные с цифрами отчетов Министерства финансов и Министерства образования.
Согласно отчету Минобра за 2014/15 год, стоимость обучения одного ученика в течение 12 лет учебы не превышает 31 тысячу шекелей. Следовательно, в моем случае это составляет 93 тысячи.

Даже этой суммы, приведенной Министерством образования, достаточно чтобы перестать называть школьное обучение в Израиле бесплатным. Но меня профессионально задел тот факт, что я трачу гораздо больше, чем предписывает Министерство образования. Углубившись в цифры, совершенно неожиданно я обнаружил свою давно забытую юношескую мечту. Я обнаружил Город Солнца.

Город Солнца Министерства образования

Когда в 1602 г. Томмазо Кампанелла написал свою социалистическую утопию «Город Солнца», вряд ли он предполагал, что Министерство образования Израиля модели 2016 года будет базироваться на принципах его идеологии. Согласно гипотезам этого министерства, светлое социалистическое будущее, о котором писал Кампанелла, уже наступило, оно здесь. Как в Городе Солнца, так и в раскладках Минобра люди работают до 13:00 и встречают своих детей из школы. Какие там продленки? В 13:00 в Израиле наступает сиеста и родители предпочитают качественно проводить время с детьми.

Дети в солнечном городе - умные и прилежные ученики, добиваются отличных успехов в просторных классах по 35-40 человек, получают личный подход и внимание учителя и в помощи репетиторов не нуждаются.

У каждой семьи есть своя теплица, где в любое удобное время можно состричь нужное количество шекелей для оплаты «добровольных выплат», оплаты сверхпрестижного направления в учебе или поездки в Польшу в канун Дня Катастрофы. И все это в рамках закона о бесплатном образовании.

Оставив в стороне сарказм, получим, что целый ряд основных статей расходов на образовании детей чиновники вообще не принимают во внимание. Мы, как любые нормальные еврейские родители, не будем экономить на образовании детей. Мы в итоге справимся.  В крайнем случае, для чего есть бабушки и дедушки?

Но как будут расти дети в семьях, в которых нет даже минимума в 31000 для оплаты «бесплатного» образования ребенка? В какой стране будут жить мои дети и дети мажоров, если, даже принимая во внимание все социальные надбавки, субсидии и стипендии, целые слои населения не могут дать детям даже не частное, а простое нормативное образование?

Немодный приговор

Разница между моими вычислениями и вычислениями Минфина и Mинобра - не математическая ошибка, а экономический показатель укоренения неравенства в Израиле. Эта цифра показывает, что в нормативного ученика имеющие деньги родители будут инвестировать в три раза больше денег, чем в субсидируемого ученика из Города Солнца.

Именно в школах закладывается фундамент будущего неравенства. Под эгидой всевозможных надбавок дети экономически слабой части населения остаются за бортом престижных направлений в обучении. Более того, с развитием частных школ мы стали свидетелями снижения уровня преподавательского состава в обычных школах. Лучшие из лучших, за исключением отдельных идеалистов, перекупаются в частные школы.

Одним из основных компонентов, влияющих на развитие ребенка, является его окружение. В слабом окружении вырастают в лучшем случаи средние дети. Поэтому если мы, родители, желаем, чтобы Израиль не скатился к социоэкономическому разрыву как в фавельной Бразилии, нам стоит не только заботиться о своих чадах, но и о том, в каком окружении наши дети будут растить своих детей. Не думаю, что докторская степень сделает их жизнь счастливой в окружении израильских фавел.

Минфину и Mинобру стоит серьезно задуматься о консолидации общества, а не об укоренении уже существующего разрыва. Вместо поощрения частных школ и престижных направлений необходимо начать реализовывать программы усиления слабых классов сильными учениками и учителями. Чтобы совершить этот шаг, нужно сменить приоритеты не на уровне отдельного министерства, а на уровне парадигмы воспитания. Кого и в какое будущее мы растим?

Давид Литвинов


Recent Posts from This Journal

  • МОСТ В БУДУЩЕЕ

    Представьте себе: мост через пропасть исчезает в тумане. Доходит ли он до другой стороны или обрывается? И вообще, куда он ведет? Рубикон эпох…

  • NO COMMENT: СВЕТ ЛЮБВИ

    Новозеландский подросток Джек Калеб снял видео сквозь «свето-дифракционные очки». В результате он получил радужный калейдоскоп сердечек.…

  • ЛУЧШИЕ ФОТО НЕДЕЛИ ОТ REUTERS

    Самолет заходит на посадку в аэропорту Хитроу Пожар в Калифорнии Празднование 20-ой годовщины пребывания Ким Чен Ира на посту генсека…


?

Log in

No account? Create an account