Открытый телеканал


Previous Entry Share Next Entry
Я

С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ЕВРЕИ, ИЛИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АНТИСЕМИТИЗМА

О наших верных врагах
Опытные ювелиры говорят, что красоту драгоценному камню придает именно огранка и обрамление из соответствующего металла.
Скорее всего, они правы. Ведь что ты можешь рассказать о таком, например, бриллианте, как еврейский народ, ни словом не обмолвившись о том, что его подтачивает, шлифует и создает жесткое обрамление, в котором он существует, переливаясь всеми гранями. То есть - об антисемитизме. Ты сразу почувствуешь, что не хватает не только слов, но и выражений. И даже жестов. Без упоминания об антисемитизме тема еврейского народа расплывается как облако, которое проливается каплями мелких притч и анекдотов.

Мы сами просто не в состоянии блестеть. Чтобы блеснуть, нам обязательно нужны те, кто нас огранивает и ограничивает.
Поэтому, прежде чем говорить о нашем празднике Шавуот, нужно сказать пару слов о нашем надежном враге, антисемитизме.

«Моя твоя не понимай»
Прежде всего вряд ли верно будет назвать антисемитизмом отрицательное отношение к нам правителей и народов древних империй. Таких как ассирийцы, вавилоняне, древние греки, римляне и прочие. Мы, с их точки зрения, были просто вздорным народцем, тупо отрицавшим либеральный подход к вопросам духовности. Народом, упрямо цеплявшимся за какого-то своего единого бога, который, по нашим «варварским представлениям», был неощущаем и непостигаем, но при этом обладал  абсолютной властью над всей вселенной. Бог богом, но всему же есть предел.

Для окружающих основными вопросами бытия были, как и полагается нормальным народам, проблемы владения территориями, имуществом и властью. А боги, как им и положено, существовали для того, чтобы освящать это владение. Пусть они когда-то и создали весь мир, но сейчас актуально другое: пусть более ограниченные, но насущные проблемы конкретной империи и управления ею. Вот пусть этим и занимаются.
Понятно, что в свете такого вот практического мировоззрения, еврей не был и не мог быть «образом врага» для всего мира.

Он становился иногда конкретным врагом, и то, только когда бунтовал против каких-либо постановлений властей, несовместимых с его дикими представлениями о всемирной власти его бога. Или же против знаков земной власти – статуй богов и императоров. Разумным иноземным правителям, их наместникам и философам наши надоедливые просьбы о неустановлении статуй казались требованием дополнительных льгот. Требованием совершенно безосновательным. Почему все народы в моей империи – за, а эти евреи – против?
Короче, сплошное «моя твоя не понимай», и все из-за того, что уровень претензий разный.>

На нашей коммунальной кухне
Поэтому то, что действительно можно назвать антисемитизмом, могло появиться только с возникновением какого-то духовного движения или религии, претендовавших именно на духовные преобразования в масштабах всей ойкумены, всего человечества. Например, с зарождением христианской религии.

Евреи были группой людей, духовной основой которой было учение, предназначенное, в перспективе, для всего мира… и христиане были активной группой людей, духовной основой которой было учение, предназначенное, в перспективе, для всего мира. Это как две хозяйки на одной кухне, – вы где-то видели такое?

Со временем, как известно, на нашей коммунальной кухне появилась и третья хозяйка, которая как раз в наши дни вдруг активно занялась своей стряпней, гасит и зажигает печки по своему усмотрению и беспрестанно сыпет свой перец в чужие кастрюли.
Ислам. Активная группа людей, духовной основой которой… - и так далее… (смотри выше).

«Не по своему желанию ты родился…»
Да, но из всего вышесказанного следует один интересный вывод о дне, когда мы празднуем Шавуот. Когда-то давно в этот день мы, говорят, получили Тору, то есть, процитируем сами себя: «учение, предназначенное, в перспективе, для всего человечества». Получается, что в Шавуот, мы, страшно сказать, отмечаем день рождения антисемитизма. Авансом. Пружина парадокса распрямляется и начинает неприятно покалывать.

И все же, если по порядку, то с утверждением «получили» нам трудно согласиться. Каждый из нас может с полным правом сказать, что лично он ничего, никакой Торы не получал и не принимал. Но проблема эта не так сложна, как может показаться.

Никто из нас не принимал сознательно эту жизнь, никто не получал эту вселенную, никто не принимал эту землю и даже квартиру, в которую его привезли из роддома. Нам все это дают не спросясь, и только созрев до какого-то уровня осознания, мы это принимаем. Или не принимаем. Но не принять землю и квартиру мы еще в состоянии, а вот мир с его законами природы… это уже начинает граничить с неадекватностью в восприятии реальности.

И все же, описанное противоречие между тем, что нам по жизни, независимо от нашего желания, дается, - и тем, что данное нам приходится принимать, - все-таки существует. Каббалист Бааль Сулам так и описывает это противоречие в отношении Торы: в тот день, в который мы празднуем Шавуот, нам ее пока что только дали. Принимать или нет – это уже проблема выбора. А тем временем, реальность эта, как любая другая: жизнь, законы природы, - существует, формирует нашу странную судьбу, порождает антисемитизм и вообще вертит нами как хочет.

Диффузия
Тем не менее, все это: Тора, человечество - это многовато для нормального, живущего повседневной жизнью, человека. Пусть даже это судьба нашего народа, но все-таки, нельзя ли для нас, которым в беготне повседневности и подумать некогда, - нельзя ли для нас как-то… конспективно, что ли…

Тот же Бааль Сулам говорит, что именно конспективно суть «подарка» изложил рабби Акива много лет назад. Он сказал так: «Основное правило Торы: возлюби ближнего как самого себя».

Ближнего? Евреи? Может быть, во времена рабби Акивы евреи были другими… Но даже если дать волю фантазии: вот, мы все постараемся, и станем жить в братстве и взаимопомощи… То куда денется наша «металлическая оправа», антисемиты? враждебное окружение? А куда денутся проблемы всего мира? Мы ведь не можем себя отрезать от него «стеной любви друг к другу», мир – понятие системное.

Чтобы понять это, давайте посмотрим на дело под другим углом. Во-первых, то, что мы перечислили выше, мировые религии, родились от того, что «просочилось» в мир из нашего наследия, из Торы. Теперь посмотрим на их исконные идеалы, вне зависимости от того, как и насколько они воплощаются в реальной их деятельности. Удивительно, но факт: одна из них зародилась как религия любви (!), вторая – провозглашает, что люди могут жить всемирной братской общиной.

Ни в одном из верований народов мира нет подобных понятий о любви и братстве, объединяющих всех людей на земле, как об основе мира. То есть, «диффундировало» в сознание народов мира именно «основное правило Торы». Решать проблемы мира люди уже знают чем. Но не знают как.

Попробуй тут возрази…
И здесь нас настигает еще более серьезное противоречие. Так что, именно понятие о «всемирной любви», приникшее в сознание людей в мире, вызвало антисемитизм? Получается, что так. Другого источника, кроме Торы, нет. Другого народа, которому она была дана, тоже нет. И показать – «как это сделать» - больше, кроме нас, некому.

И из того, что народы настрадались в тысячелетних неудачных попытках воплотить принцип любви к ближнему в дикой реальности нашего мира, возникает в людях когда осознание, а когда и просто ощущение, что виной всему – евреи. И попробуй тут возрази, когда тебе дано, а им – нет.
А уж сейчас, когда у нас есть свое государство, что означает, – практическая возможность в практической жизни показать как это – жить в братстве и взаимопомощи. Возможность, чтобы, говоря красиво, «народ наш засиял как ограненный алмаз», - а мы все никак…

Тут уж неудивительно, что антисемитизм и вспыхивает с новой силой, и приобретает характер ненависти к государству Израиль, - ведь именно здесь должен вызреть плод, которым евреи поделятся со всем миром.

Ну, будем надеяться, что традиционная наша неадекватность в восприятии нашей еврейской реальности не приняла еще клиническую форму, и что есть хорошие шансы на выздоровление.

Шавуот… единство… «… как самого себя».

С праздником, дорогие евреи!

Михаил Гонопольский http://www.opentv.tv/?p=4047

  • 1
afezhashan May 24th, 2015
Мы сами просто не в состоянии блестеть. Чтобы блеснуть, нам обязательно нужны те, кто нас огранивает и ограничивает.
===========================================================================

Когда человек не хочет строить масах добровольно, полагаясь на милосердие с оттенком сердоболия, тогда на помощь ему приходит широкоплечий антисемит с вмлами или маузером, или просто с плевком. который может перешибить тоненькую шейку...

В Пальмире (Сирия) ИГ вырезали 400 человек. 400 шекелей серебра заплатил Авраам за поле с пещерой. 400 воинов было у Эйсава, когда он встретил Яакова.

Подумайте об этом...

lukilukii May 25th, 2015
Разница во времени огромна.

afezhashan May 25th, 2015
В духовном время не существует.И человек не живет "этим мигом", потому что ему дана память и предвидение будущего, в отличие от животных.

Как сказал Кохелет ( Эклезиаст?): что было, то и будет , и нет нового под солнцем.

Мы можем затягивать процесс блуждания пустыней этого мира до максимума, но все же лучше выйти за пределы звезд, подобно Аврааму, и родить что-то действительно живое и вечное.

Иначе придется до бесконечности возвращаться то в цветке, то в осле, то в осетре, то в камне и еще хуже - в воде.

Ведь все живое создано для исправления человека. Даже еврей не рождается с духовным экраном, а появляется на свет "подобно дикому осленку" - по словам мудрецов Торы.

lukilukii May 25th, 2015
Жить в мере нелегко.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account